Home » Какой будет жизнь после глобализации? Венецианская биеннале может дать ответ | Лоренцо Марсили

Какой будет жизнь после глобализации? Венецианская биеннале может дать ответ | Лоренцо Марсили

Тего год Биеннале архитектуры в Венециипод названием «Лаборатория будущего», был открыт в тот же день, когда лидеры промышленно развитых стран G7 встретились в Хиросиме. Какими бы разными ни казались эти события, оба сигнализировали конец глобализации. Оба также продемонстрировали перспективы и опасности фрагментирующегося мира.

Из всех искусств архитектура является наиболее глобально гомогенизирующей. Возведение тропических подражателей Парижа и Лондона было основным продуктом европейского колониальная политика. Сегодня одни и те же башни из стекла и стали усеивают взаимозаменяемые финансовые столицы по всему миру.

Но куратор биеннале 2023 года, ганско-шотландский архитектор Лесли Локко, использует самое влиятельное событие международной архитектуры, чтобы критически переосмыслить это повествование о едином мире. «Доминирующий голос, — пишет Локко в предисловии к своей амбициозной выставке, — исторически был единственным, эксклюзивным голосом, чей охват и сила игнорируют огромные слои человечества».

Бразильское шоу (победитель Золотого льва за лучший национальный павильон на Биеннале) посвящено буквальному раскрытию архитектурных и бытовых практик, скрытых за созданием модернистской столицы страны Бразилиа. Нам говорят, что модернизм, архитектурный стиль, распространившийся после Второй мировой войны, представлял собой «колониальное вторжение» «коренных народов центральной Бразилии».

И все же модернизм был универсальным языком, сформированным незападными архитекторами, такими как бразильцы Оскар Нимейер и Лина Бо Барди и ганцы Джон Овусу Аддо и Самуэль Опаре Ларби. тропический модернизм, Вклад лондонского музея Виктории и Альберта в биеннале показывает, что доколониальные методы строительства на самом деле оказали большое влияние на его развитие.

Но модернизм зародился в колониальном центре и из него развился один язык, пригодный для планеты в целом. Этот язык, возможно, приобрел много акцентов, но у него был только один словарный запас — и он был написан латинским алфавитом. Модернизм был примером европоцентристского универсализма.

Read more:  Баскетбольный скандал в Алабаме не может остановить игры

В качестве альтернативы нигерийский архитектор Тосин Ошиново в каталоге биеннале утверждает, что только традиция может обеспечить «тонкое понимание окружающей среды, культуры и контекста». И традиция — реальная или воображаемая — присутствует на этой биеннале повсюду.

«Работы ганского архитектора Дэвида Аджайе основаны на незападных повествованиях». Фотография: Антонио Каланни/AP

Многие из участников основной выставки копаются в своем собственном, цивилизационном прошлом, уделяя особое внимание материалам, способам строительства, бытия и способам общения, которые прочно укоренились в месте их происхождения. Строительство автономного Африканская перспектива является явной целью многих приглашенных африканских практикующих, представляющих большинство из 89 художников и архитекторов, включенных в основную выставку.

Например, ганско-британский архитектор Дэвид Аджайе представляет фильм, иллюстрирующий уникальную архитектурную морфологию обществ доколониального периода. Африкаа также серию архитектурных моделей мегаструктур, таких как библиотека Табо Мбеки в Йоханнесбурге, обрамленных нарративами, созданными вне западного канона.

Внимание к деколониальной мысли и практики заняли центральное место в недавнем культурном дискурсе. Но многие работы, представленные на этой выставке, на самом деле идут еще дальше, от постколониального к цивилизационному, где гордость за открытие собственных традиций занимает центральное место, а Запад, больше не являющийся эталоном суждения, становится неуместным.

Точнее, Запад уходит в свою версию цивилизационного провинциализма, отказываясь от универсального и принимая частное. Символом этой трансформации стала президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, прилетевшая из Хиросимы в Венецию, чтобы открыть презентацию Новый европейский Баухаусфлагман Европейская архитектурная программа содействие более устойчивый и инклюзивный способ строительства для континента.

Урсула фон дер Ляйен на биеннале с режиссером Лесли Локко.
Урсула фон дер Ляйен (справа) на биеннале с режиссером Лесли Локко. Фотография: Андреа Мерола/EPA

Баухаус, европейская архитектурная практика начала 20-го века, стремящаяся объединить эстетику с полезностью, был отцом модернизма. Таким образом, модернизм, критикуемый как гомогенизирующее, универсализирующее западное навязывание, символически возвращается в Венецию, сведенную к доморощенному, смиренно-европейскому и уже не универсальному.

Read more:  Меган хвалит Гарри во время визита в Нигерию: он такой умный

Освободившись от господства западных художников и идей, Венеция демонстрирует радостное обещание плюралистического мира. Страны, бывшие колониями, формируют свою собственную архитектуру и мировоззрение в соответствии со своими традициями. И так: пусть расцветают сто цветов? Мы бы сделали паузу, прежде чем присоединиться к аплодисментам.

Китай, возможно, первая страна, отметившая свое цивилизационное возрождение с новообретенной гордостью и международным продвижением во всем, от архитектуры до полупроводников., предлагает главное предостережение. Если современность навязала универсальный разговор, основанный на колониальных предубеждениях, она также распространила притязания на универсальность демократии, верховенства права и прав человека. Не рискует ли осуждение всех универсальных устремлений как гомогенизирующего и, в конечном счете, колониального навязывания стать фактором, способствующим национализму и авторитаризму?

Что характерно, посол Китая в Италии отменен его участие в открытии биеннале в знак протеста против включения инсталляции британского архитектора из Роттердама Элисон Киллинг, в которой спутниковые снимки использовались для документирования и визуализации китайских лагерей для интернированных уйгуров. Политическая традиция Китая никогда не включала права человека или демократию. Должны ли мы уважать и эту традицию? Китайское правительство — и множество китайских политологов и философов — спорить что мы должны.

Инсталляция Элисон Киллинг «Расследование сети лагерей задержания Синьцзяна».
«Посол Китая в Италии отменил свое участие в акции протеста против включения инсталляции британского архитектора из Роттердама Элисон Киллинг». Фотография: Марко Зорцанелло

Жаль, что на биеннале почти нет китайского вклада в основную выставку. Мало того, что Китай более ответственный для инфраструктурного бума в большей части Африки, чем любой из представленных африканских архитектурных методов, но изучение собственных притязаний Китая на цивилизационную уникальность, возможно, помогло пролить свет на более темную сторону этого несколько наивно восхваляемого возвращения к традициям.

Когда биеннале открылась в Венеции, авторитарный премьер-министр Индии Нарендра Моди открывал биеннале. спорный Реконструкция Central Vista в Дели, мегаструктура, прославляющая как индийские архитектурные традиции, так и индуистский национализм. Тем временем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был слишком занят переизбранием, чтобы присутствовать на открытии биеннале, но его собственный авторитарный режим с гордостью строит вдохновленный традициями и возрождающий османский национализм.

Read more:  Политика и культура США, Геостратегия, Китай, Северная Корея, Корпоративные наблюдения, Медиа-обзор

Авторитаристы часто используют традицию и изображают универсализм не чем иным, как продуктом европейских канонерок, чтобы оправдать свое попрание якобы импортированных западных демократических ценностей: Президент Руанды Поль Кагаме, является мастером этой игры. По их мнению, либеральная демократия, подобно Новоевропейскому Баухаузу, должна утратить претензии на универсальность и стать традиционной культурой общества. западная цивилизация.

Это мир демонстрировался на саммите Большой семерки в Хиросиме, которому было поручено проанализировать осуждение со стороны Россия и Китай международного либерального порядка, основанного на правилах, как западное навязывание. Пусть не будет ошибки: мы должны отпраздновать наш коллективный отход от фальшивого западного универсализма. Приход мира, построенного на множественности и взаимодействии равных, — это мир, в котором люди будут свободнее и счастливее, даже если дорога к многополярности терниста.

И все же, как множественность не скатывается к релятивизму? Поскольку мы отказываемся от гомогенизирующего языка западной современности, в будущем большие языковые модели искусственного интеллекта несут разные ценности в разных странах, корректируя то, что они говорят о правах уйгуров или ЛГБТК+, в зависимости от того, задаете ли вы вопрос в Пекине или Каире. или Мадрид? Традиция, идентичность и скользкий путь к национализму — все, что у нас осталось, или мы можем представить себе новый универсализм, связывающий воедино общее человечество?

Несмотря на многообещающее название, «Лаборатория будущего» Локко предлагает потрясающий взгляд на наш настоящий момент. Это радостное, полное надежд лицо распадающегося мира. Это делает выставку резонансной, мощной. И все же это также означает, что некоторые из самых неотложных вопросов на будущее остаются нерешенными. Поскольку глобализация продолжает распутываться, нам понадобится лаборатория для нового планетарного универсализма, чтобы попытаться ответить на них.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.