Home » Листомания вступает в XXI век

Листомания вступает в XXI век

В отдельно стоящих композициях мы также сталкиваемся с своего рода принципом неопределенности; они многообразны, нефиксированы, подвижны. Основой литературы о Листе является книга Джима Самсона «Виртуозность и музыкальное произведение: трансцендентальные исследования Листа», опубликованная в 2003 году. В ней рассматриваются три этапа, через которые развивался этот колоссальный фортепианный цикл: «Étude en Douze Exercices», скромно яркое произведение. дань Черни, написанная в 1826 году, когда Листу было пятнадцать; «Двенадцать больших этюдов», титаническое и чрезвычайно сложное расширение этого материала, появившееся в 1839 году; и «Douze Études d’Exécution Transcendante», окончательная редакция, опубликованная в 1852 году, в которой Лист обуздал сложность, одновременно уточняя повествования. Ферруччо Бузони, один из главных наследников Листа, сказал об «Этюдах»: «Сначала он научился заполнять, а затем научился опускать».

Что Лист имел в виду под «трансцендентной казнью»? Проще говоря, эта фраза означает преодоление традиционных технических ограничений. Но романтический контекст музыки заставляет нас задуматься о более важных вещах. Самсон в своем ищущем анализе видит символическое превосходство человеческих возможностей: листианский виртуоз «стоял за свободу, за фаустовского человека, за личность, ищущую самореализации – свободную, изолированную, стремящуюся, желающую». Беспокойная череда вдохновений, ревизий, переосмыслений и рекомбинаций Листа — этюд «Мазепа» существует не менее чем в семи вариантах — является также своего рода преодолением самого произведения. В квантовых терминах конечный объект уступает место пучку энергий и возможностей.

Этой музыке присущ вызов игроку — превзойти его. мне. Лист говорит: «Я пытался запечатлеть свои идеи на бумаге, но не могу уловить преходящее волшебство живого исполнения. Такие мысли могут прийти вам в голову, когда вы смотрите видео, на котором ошеломляющий молодой корейский пианист Юнчан Лим на конкурсе Ван Клиберна 2022 года демонстрирует почти идеальное сочетание технической точности и эмоциональной паники. (Есть также запись на лейбле Steinway.) Ноты здесь безупречны, в почти беспрецедентной степени, однако Лим вряд ли претендует на роль простого исполнителя замысла Листа. Этюды слишком величественно чрезмерны, чтобы к ним относиться с таким почтением.

Read more:  Двадцатый век Преццолини, интеллектуал без схем в эссе Дженнаро Санджулиано-Коррьере.

Ближе к концу «Мазепы» пианист должен сыграть серию уменьшенных септаккордов, повторяя на высокой скорости рисунок, который первоначально привел пьесу в движение. Они прижаты к фиксированной ноте D в басу, вызывая всевозможные диссонансы. Даже если музыкант берет аккорды (а это сложно сделать, учитывая опасную для сухожилий размах левой руки), он производит впечатление переутомленной души, в безумии стучащей по клавиатуре. Лим мчится сквозь них, как каскадер из боевика, который нажимает на газ, в то время как под ним рушится мост. Это Лист во плоти.

Листа сияющее времяДни его виртуозной славы закончились в сентябре 1847 года, когда ему было тридцать пять лет. После концерта в нынешнем Кропивницком, Украина, он решил прекратить регулярно выступать перед платной публикой. Ранее в том же году он встретил Сайн-Витгенштейна, который посоветовал ему полностью посвятить себя сочинению музыки — шаг, который он давно обдумывал. Он и Сайн-Витгенштейн поселились в Веймаре, где герцог Карл Александр надеялся возродить культурный золотой век Гете и Шиллера. Если Лист представлял себе период тихой творческой деятельности, вскоре вмешалась его экстравертная натура, и он приступил к превращению города в центр авангарда. Его величайшим успехом стала мировая премьера вагнеровского «Лоэнгрина» в 1850 году — мощный вотум доверия композитору, который годом ранее бежал из Германии после участия в революционной деятельности. Прогрессисты собрались в Веймаре, впитывая музыку будущего.

В основе веймарской повестки дня был поворот к программной музыке. Лист считал, что композиторам следует отказаться от абстрактных форм — сонаты, концерта, симфонии — в пользу повествований на живописные, литературные и философские темы. С этой целью он изобрел жанр симфонической поэмы. Его тринадцать произведений этого типа опираются на такие высокие источники, как Шекспир («Гамлет»), Эсхил через Гердера («Прометей») и Байрон («Тассо»). Он также создал две полномасштабные симфонии: одну по мотивам «Фауста» Гете, а другую — по «Божественной комедии» Данте. Словно для того, чтобы продемонстрировать свое мастерство в более традиционных структурах, он написал Сонату си минор, самодостаточный образец тематической трансформации.

Read more:  Катерина Барбьери: световые годы

Консервативные критики поджидали. Эдуард Ганслик, едкий апостол венского классицизма, резюмировал стремление, свойственное симфоническим поэмам: «Слава композитора Листа теперь должна была затмить славу виртуоза Листа». Результаты, по оценке Ханслика, крайне далеки от этой цели. Банальные идеи были «хаотично перемешаны». Внешне шокирующие новинки выявили «неугомонность, отдающую откровенным дилетантизмом». Кульминационные моменты смещались в сторону «янычарского шума» — отсылки к тяжелой ударной военной музыке Османской империи.

Был ли Ханслик совершенно неправ? Постоянно растущий энтузиазм по поводу фортепианной музыки Листа еще не вызвал параллельной моды на симфонические поэмы. «Ce qu’on entend sur la montagne» («Что слышно на горе»), первая и самая длинная из серии, последний раз звучала в Карнеги-холле в 1916 году; «Гамлета» и «Похоронную жертву», по-видимому, там никогда не играли. Проблемы достаточно ясны. Когда Лист начал свою симфоническую фазу, у него было мало практики написания для оркестра, и он обратился за помощью к коллегам. Существует несоответствие между подвижностью его музыкальных идей и его квадратной, шаблонной оркестровкой. Ханслик имел право оплакивать избыток ревущих духовых инструментов и грохота тарелок. «Орфей», пожалуй, лучшая из симфонических поэм, выделяется мягко сияющей текстурой и медитативным духом.

«Я начинаю скучать по его просьбам».

Мультфильм Лиама Фрэнсиса Уолша

Когда Лист отказывается от всякой сдержанности, единственный выбор — последовать за ним через пропасть. Леонард Бернштейн и Бостонский симфонический оркестр показали, как это следует делать, в своей бесподобной записи «Симфонии Фауста». Ничто не приносится в жертву принципам хорошего вкуса. В части «Мефистофель» Бернштейн усиливает адскую атмосферу, заставляя струны играть sul ponticello — ужасное скольжение смычка возле моста. (Лист не давал таких указаний, но строгое соблюдение партитуры не по-листовски.) Беда в том, что современные оркестры с их отточенным профессионализмом вряд ли позволят себе расслабиться. Так, в недавнем цикле записей с Джанандреа Нозеда и Филармоническим оркестром BBC музыка часто становится инертной.

Даже если Листу не удалось добиться симфонического величия, в конечном итоге он одержал победу над Хансликом и другими противниками программной музыки. Лишь немногие оркестровые композиторы сегодня пишут абстрактные симфонии и сонаты; они включают в себя многообещающие заголовки, литературные эпиграфы, подробные пояснения. Решимость Листа применить широту своего чтения и богатство своего опыта помогла вывести искусство композиции на более широкий интеллектуальный уровень. Он сформулировал это стремление еще в 1832 году: «Гомер, Библия, Платон, Локк, Байрон, Гюго, Ламартин, Шатобриан, Бетховен, Бах, Гуммель, Моцарт, Вебер — все вокруг меня. Я изучаю их, медитирую над ними, пожираю их с яростью».

«Фенц Лист: король музыки Лир» — так Алан Уокер формулирует свою тему в последнем томе своей биографии. К пятидесяти годам гибкая атмосфера салонов превратилась в развалины. Его утопический проект в Веймаре натолкнулся на недовольство буржуазии; его долгожданный брак с Сайн-Витгенштейном был сорван махинациями ее семьи. Он слишком много пил, страдал от различных болезней и депрессии, а отношения с единственным выжившим ребенком у него становились все более напряжёнными. В 1857 году Козима вышла замуж за Ганса фон Бюлова, любимого ученика Листа. Шесть лет спустя она перешла на сторону Вагнера, от которого у нее родилось трое детей. Лист сначала осудил эти отношения по моральным соображениям (лицемерный жест, учитывая его историю), а затем принял их, в основном из уважения к Вагнеру. С открытием Байройтского фестиваля в 1876 году Лист стал, по его собственным словам, «агентом по рекламе» или «пуделем» предприятия Вагнера. Когда в 1883 году умер Вагнер, Козима взяла на себя руководство фестивалем, приняв квазиимперский статус. В следующем году в Байройте она прошла мимо отца в коридоре, не узнав его – сцена очень похожа на «Лир».

Внешнему миру казалось, что Лист утратил свой вулканический творческий порыв. Фактически, он вступил в свою самую радикальную фазу. Почти с самого начала он сопротивлялся идее, что данное произведение должно оставаться привязанным к домашней тональности и следовать обычным способам модуляции. Тщательное изучение музыки Франца Шуберта, революционера-невидимки начала девятнадцатого века, подсказало Листу множество других путей: вместо движения по квинтовому кругу (от до мажора к соль мажору, от соль мажора к ре мажор и и т. д.), можно двигаться по терциям, от до к ми. Возможны и еще более странные скачки — например, странное скольжение от фа мажора к си мажору в конце сонаты си минор. Такие исследования также привели его к целотоновой шкале — разделению октавы на равные ступени. Этот масштаб, позже подхваченный Дебюсси, пронизывает все творчество Листа; в «Симфонии Данте» оно проливает неземной свет на обстановку Магнификата, а в его оратории «Христус» оно вызывает бурю, которую рассеивает Христос.

Лист чувствовал особую свободу на религиозной арене, где задача изображения божественного и апокалиптического оправдывала крайние меры. Враждебно настроенные критики восприняли суровое появление аббата Листа как еще одно представление, но его благочестие было искренним и сопровождалось погружением в григорианское пение и полифонию эпохи Возрождения. Его самые ранние священные сочинения, датированные 1840-ми годами, суровы и лишены украшений, отвергая богатство большей части религиозной музыки того периода. «Pater Noster I», постановка «Молитвы Господней», существующая в фортепианной и хоровой версиях, отличается почти средневековой простотой. В то же время его гармония раздражает. Пьеса начинается с аккордов до, проходит через аккорды си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль и переходит на ми мажор в «Fiat» («Да будет воля Твоя»).

К концу своей карьеры Лист мог свободно записывать на бумагу практически любую комбинацию нот. В «Осса Арида» («О вы, сухие кости, вот слово Господне») 1879 года орган вырывает аккорд, состоящий из всех нот гаммы до-мажор, — светящийся диссонанс, который кажется не таким уж отрицание тональности, но ее преображение. В «Via Crucis» («Крестный путь») Лист принимает иератическую манеру, на многие десятилетия предвосхищающую авангардистские учения Оливье Мессиана. Ряд работ в светском стиле выходит на столь же далекую местность. «RW-Venezia», памятник Вагнеру, предлагает устрашающую процессию дополненных трезвучий — трехнотных аккордов без четкой тональной ориентации. При жизни Листа об этой музыке было мало что известно; большая часть этого была отклонена издателями. Вагнер незадолго до смерти сообщил Козиме, что ее отец сошел с ума.

В начале двадцатого века растущее осознание позднего периода творчества Листа побудило пересмотреть его историческую позицию. Посмертно он нашел себе роль пророка импрессионизма и атональности. Бела Барток заявил в 1936 году: «Сочинения Листа оказали большее оплодотворяющее воздействие на следующее поколение, чем произведения Вагнера». Это был драматический сдвиг в репутации композитора, которого так часто считали поставщиком блестящего мусора. На самом деле, как отметил Тарускин, почитание протомодернизма Листа оставило нетронутыми знакомые предубеждения против «простой виртуозности». Пожилого мудреца изображали скорбным кающимся, компенсирующим юношеские неосмотрительные поступки. Долорес Пеше в своем исследовании 2014 года «Последний период Листа» усложняет эту картину, подчеркивая, что поздняя музыка охватывает множество разных стилей. Среди тайн Лист все еще писал венгерские рапсодии, не говоря уже об аранжировках полек Сметаны и других салонных произведениях. Никакой целеустремленной телеологии Листу недостаточно.

2023-09-04 10:00:00


1694096115
#Листомания #вступает #XXI #век

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.